Самыми знаменитыми и трагическими сценами смерти во всей истории человечества считаются распятье Христа и смерть Сократа. Уже века люди с восхищением читают и пересказывают трогательное описание их смерти, описанное церковниками и историками.
Против них, как это часто бывает, сограждане выдвинули из зависти ложные обвинения. Иисуса Христа и Сократа судили и приговорили к смерти. Примечательно, как умер Сократ. Он умер почти так же, как и Иисус. Тюремщик, дружелюбно относившийся к Сократу, давая ему чашу с ядом, сказал:
- Старайся легко принять то, что неизбежно! Сократ так и поступил. Он встретил смерть с почти божественным спокойствием и достоинством, как и Иисус. Жертвоприношение на Руси, как и у людей других культур, было сродни этой неизбежности, в угоду диким нравам и обычаям народов. И только время и осознание варварства такого явления могло как – то это изменить…
Ярким и солнечным выдался день, предназначенный для жертвоприношения; наверное, никогда еще ослепительное солнце не освещало такими чистыми лучами дворцовую площадь; казалось, все Боги уже радуются и одобряют предстоящий поход новгородцев на Киев. Все жители города оставили свои дома и шли на площадь.
Деревянную площадку для продажи невольников, Богомил приспособил под жертвенник. Он расставил по периметру помоста походных языческих Богов, украсив их весенними цветами. Возле них поставил еще корзины с цветами и сосуды с благовониями. Жертвами обряда сегодня должны были стать шесть пленных воинов-печенегов, которые были захвачены во время дерзкого налета Рогволда на спящий лагерь новгородцев. Волхвы, одетые в просторные черные мантии, встретили конунга и его свиту в полной тишине, и только он и Рогнеда уселись на импровизированные троны, как раздался громовой клич, вырвавшийся из тысяч грудей, отозвавшийся многократным эхом по площади:
- Слава Владимиру! Слава сыну Святослава! Слава конунгу!
От глядевших во все глаза людей не укрылась глубокая бледность и муки на лице их принцессы-пленницы и жены варвара князя. Этот радостный день для мужа-варвара, был для нее днем страдания и позора. Но, что она и ее подданные могли сделать, если Боги отвернулись от них? Осталось одно - смириться и подчиниться судьбе! Облако печали заволокло еще более прекрасное лицо Рогнеды. Ее задумчивое и сосредоточенное лицо несло печать едва заметного презрения ко всему происходящему. Грустное расположение духа дочери великого конунга, ее муки, боль, страдание, словно, передалось многим горожанам, смотревших на свою принцессу со страданием, благоговением и любовью. В их глазах стояли слезы… Внимание людей от несчастной девушки отвлекло шествие шести пленных наемников- кипчаков и толпы волхвов - палачей в черных мантиях, с разрисованными разными красками лицами, среди которых преобладал черный цвет. В окружении этих палачей-варваров шли плененные наемники: полунагие, худые и бледные, но с поднятой головой и горящим диким взглядом. Это были еще совсем молодые воины-удачи, которые готовы сражаться за любого, кто больше заплатит. Приученные к опасностям, привыкшие к мысли о смерти, которую столько раз встречали в битвах лицом к лицу, они спокойно шли и навстречу ужасной процедуре жертвоприношения. Они с усмешкой смотрели на конвойных волхвов, которые нагоняли страх на толпу своими окриками и размалеванными лицами.
Однако когда они подошли к жертвеннику и увидели в руках волхвов каменные клинки из твердых вулканических пород, их на мгновение обуял страх, и они остановились. Волхвы-палачи, как стая хищников, тут же бросились на свою добычу, втащила их на импровизированный алтарь и в каком-то экстазе начали готовить их к обряду. Несколько минут царила гробовая тишина. Потом послышался сухой хруст ребер, врезаемых каменным клинком; на деревянный помост брызнула кровь, запятнав одежду волхвов. Ни одним стоном не выдали жертвы свои адские муки.
Волхв Богомил и его подручные показали конунгу кровоточащие сердца и головыпленников, жертвенные дары богу, а тела убитых сбросили с высоты помоста, где находился алтарь в толпу людей, запрудивших площадь. Следуя языческому ритуалу, Богомил, как главный жрец церемонии обратился к своим богам, прося принять их бескорыстную жертву, и после краткой молитвы волхвы запели гимн Богам:
- Богам жертвы мы приносим.
Славы и побед мы князю просим.
Люди! Боги нам внимают!
Бросить жребий призывают.
Гой!
Окончив петь гимн, Богомил приблизился к конунгу и торжественно помазал его благовонным маслом. Волхвы образовали круг и начали бросать жребий. Затем, подняв руки к верху, радостно закричали:
- Слава, слава Перуну! Слава нашим Богам! Они принял наши дары! Церемония завершилась. Волхвы удалились, а конунг с Рогнедой, в сопровождении свиты отправились во дворец пировать.
Деревянный Перун с серебряной головой и золотыми усами, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. В общем, все боги славянского пантеона были умилостивлены. Ничто не мешало походу на Киев. Тот же час и в городище начались прямо на улице пиршества, организованные по приказу кагана для простого люда. В то время как народ и его дружина развлекался на торжествах, князь Владимир пировал со своими приближенными в тронном зале Рогволда. Вскоре это ему наскучило, и он приказал мне следовать за ним.