milutka

форум милютинского района


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

''' ГЛАВА 34. СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД, ВОЗМЕЗДИЕ.'''

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Александр Багор


Каждое наше решение несет в себе цепь последствий. Всему и вся на свете есть на это своя цена. Однако цена вещь относительная. Но одно бесспорно - за все в нашей жизни надо платить: за нечаянно брошенное слово, измену, любовь, славу или нечто другое, платить даже ценою собственной жизни. И очень жаль, что зачастую мы об этом часто забываем, надеясь на русское «авось»…
Похоронив брата, со всеми полагающимися в этих случаях почестями, князь Владимир, следуя обычаям своих предков, взял себе в супруги жену брата Юлию, которая ждала ребенка. И в этом не было ничего необычного. У славян было принято многоженство. Вдобавок знать и воины обзаводились наложницами. Сохранялись и следы древней венедской традиции групповых браков – если муж умирал, вдовы переходили к его брату или другому родственнику. Это представлялось обыденным делом. Мужчины часто погибали в войнах, походах, женщин было больше, а одной из главных задач человека считалось продолжение рода.
Если глава семьи отошел в мир иной, кому же позаботиться о его супругах, как не ближайшему родичу? Так поступали многие на Руси и это был не писаный закон: не оставить семью брата без кормильца. Это было гуманнее и выше морали «возжелать жену брата». И, тем не менее, я не переставал удивляться поступкам своего правителя
Если говорить о наших не писаных законах, то никогда наши предки даже не помышляли их записывать. И не только в силу сплошной неграмотности. Давным-давно повелось, что прошлое поколение передавали законы нам устно, и наш долг передавать их нашим потомкам, ибо традиции - более прочный памятник, чем записанные законы, которые мало кто читает и соблюдает. Конечно, жизнь не стоит на месте, и наши законы могут меняться. Это право мы всегда отдаем правителю, уповая на его мудрость и справедливость. Мы как-то обсуждали с князем эту тему, и он сказал:
- Мудрость наших богов просветляет наши умы. И она нам подсказывает, что один человек не может управлять всем княжеством. Мои предки всегда призывали на помощь знатных и умных людей, прославивших себя честностью, талантами и опытом. Один заботился об общественной казне и имуществе, другой ведал войсками, третий контролировал сбор податей, четвертый смотрел, как вершится суд и т.д. Так всегда было, так есть и будет.
Эти главные вельможи назначались и были подотчетны только конунгу и входили в его высший совет. Точно такие советы во главе с удельным князем, старейшиной рода, племени были в каждом городище и поселении княжества:
- Одним словом, Жизномир, сказал князь, - наше традиционное государственное устройство пока столь разумно и гармонично, что менять ничего не надо….
- Государь, - заметил я, - коли уже так и быть – так не по чем и тужить, но скажи, по каким законам наших предков мы будем судить и наказывать подлых убийц вашего брата? Возьмем виру, ослепим или вы примените закон «поля» и выйдите на бой с Блудом, Упыре и Лихим, а боги пусть решают, кому отдать победу? Согласитесь, государь, что здесь несоизмерима тяжесть преступления с наказанием. В других странах за подобные преступления четвертуют, рубят головы или посылают на виселицу.
- Мой дорогой Жизномир, - с улыбкой сказал Владимир, - чего боимся – того и стыдимся! Негоже нам, русам, уподобляться варварству Европы. На Руси до меня никогда не было смертной казни и при мне не будет. Мы с ними поступим по -справедливости и обычаям наших предков! Для того, чтобы понять последние слова правителя, мой любезный читатель, я должен по подробнее остановиться и рассказать, что собой представлял княжеский суд в древней Руси.
Древнерусский суд, не был хаотическим нагромождением противоречащих друг другу действий, а опирался на целую группу основополагающих правовых идей, таких как: доказательство виновности; осуществление «суда» на основе состязательности и относительного равноправия сторон; обязательность исполнения решений и приговоров суда; соответствие общественной опасности преступного деяния назначенному наказанию. Договор 911 года устанавливал: «А о главах иже ключит проказа, оурядими ся сице. Да елико яве боудть показании явлеными да имеют верное, о тацех явлении, а ему начнуть не ати веры да кленется часть та иж ищеть неятью веры, да егда кленеться по вере своей, и боудть казнь, якож явиться согрешенье». Доказательство виновности в древнерусском праве, таким образом, означала, что человек, обвиняемый или подозреваемый в противоправном деянии, считается «злодеем», пока не докажет обратное.
Вторым важнейшим принципом был принцип состязательности. Он был свойственен в большей мере для гражданских, чем для уголовных процессуальных правоотношений. Во время судебного разбирательства обе стороны «препираются» перед царем. Следовательно, правом голоса наделены были обе стороны. Они состязались между собой в красноречии, умении обосновать свою точку зрения, но ни одна из состязающихся сторон не имела существенных преимуществ в праве отстаивания своего мнения. Третьим важнейшим принципом следует считать обязательность исполнения решения, принятого судом, «когда царь принимает приговор, исполняют то, что он велит». Лишь в случае недовольства принятым решением обеих сторон назначается процедура иного рода - поединок, признававшийся как бы высшей инстанцией, Судом Божьим. Договор 911 гласил, что те злодеяния, которые будут явно установлены - считаются бесспорно совершившимся: «да елико яве боудуть показании явлеными да имеют верное».
Четвертым принципом можно назвать принцип соразмерности преступления и наказания. Договор 911 года прямо устанавливает: «и боудть казнь, якож явиться согрешенье». Правосудие в Древней Руси осуществлялось не специализированными только на нем одном органами, а выполнявшими и иные политико-правовые функции. Несмотря на это, уже языческие правители Киева понимали, что произвол в любой сфере, в том числе и правовой, чреват ниспровержением основ государственности.
Высшей судебной инстанцией в Древней Руси был Великий князь. Он обладал огромными полномочиями во время процесса, в частности был вправе: участвовать в судебном заседании; принимать решения по гражданскому, объявлять приговор по уголовному делу; помиловать преступника. Таким образом, Великий князь, выслушивал аргументацию сторон и их «препирательства», после чего, взвесив все «за и против», принимал приговор. Ему, как представителю высшей судебной власти, принадлежало право помилования. Доказывание своей невиновности было основной задачей обвиняемой стороны, которая так и называлась – «часть та, иж ищетъ неятью веры». С другой стороны, в гражданском процессе купцы, ищущие беглого или краденого челядина, согласно договору 911 года, должны были доказать, что этот беглый челядин принадлежит им и лишь после этого имели право забрать его.
Обращает на себя внимание участие (пассивное) в этом процессуальном действии родственников, и, что весьма существенно, вооруженных. Для чего этим пассивным участникам было необходимо оружие? Только для того, чтобы гарантировать справедливый ход поединка, подстраховать своего родича от какого-либо коварства. Договор 911 года определил, что подданный Великого князя, даже пребывающий в Византии, должен судиться на своей родине. Византийские судебные органы не имели права судить его, а должны были передать в руки своих русских коллег. Византийцы, в принципе, согласились на это, оговорив аналогичные права для себя, согласно договору 944 года «ци аще ключится проказа никака, отъ Грекъ сущихъ подъ властью царства нашего, да не имать власти казнити я, но повеленьемь царства нашего, да прииметь якоже будеть створилъ». Принцип заключался в подсудности конкретного человека в зависимости от его подданства, а не места временного проживания его. Русский, живущий в Византии, но сохранивший подданство русского государя, должен быть судим исключительно русским судом. Впрочем, в ряде статей предусматривалось и правило территориальной, а не национальной подсудности.
А теперь, дорогой читатель, вернемся непосредственно к суду над злодеями. Заседание проходило в тронном зале. Впереди, на небольшой возвышенности располагался княжеский трон из красного дерева, отделанный золотом и драгоценными камнями. Спинку трона окутывало мягкое покрывало из соболиного меха. Из красного дерева были и ступени, ведущие к трону. Пол, где сидел конунг, был устелен роскошным большим, мягким ковров. По бокам трона были поставлены шесть роскошных диванов для членов высшего Совета при князе. Сразу за ними сидели писцы, которые записывали наиболее значимые диалоги. Впереди, вдоль стен огромного тронного зала стояли в один ряд скамьи из красного дерева для знатных бояр.
Князь Владимир поднялся на трон, стараясь скрыть свое плохое настроение. Он боялся быть предвзятым, так как это касалось дома Рюриковичей, и это его угнетало. После него заняли свои места все остальные. Я сел на скамейку для приглашенных бояр. Стража ввела злодеев: воеводу Блуда и его сообщников Упыря и Лихого. От имени жены Ярополка, выступал волхв Богомил, который обвинил злодеев в подлом убийстве князя киевского. Блуд нагло отметал все обвинения, ссылаясь на то, что конунг был тираном, что он его оскорблял и грозился убить за то, что он выступал против кровопролития новгородцев и киевлян и, что, только, благодаря, дескать ему, не пролилась славянская кровь, и не пострадал Киев град. Долго шло препирательство двух сторон.
Надо отдать должное Владимиру, его терпению и вниманию, с которым он выслушивал обе стороны, как будто речь вовсе шла не о его брате или он действительно был заинтересованной стороной в его смерти. Блуд рассчитывал на виру, в крайнем случае, на поединок, так сказать, Божий суд. Богомил, ссылаясь на договор 911 года и тяжесть преступления, требовал смертной казни, которую никто не помнил, когда она применялась на Руси. Члены высшего Совета и Бояре высказались за смертную казнь. Родственники и друзья Блуда и его сообщников требовали Божьего суда или виры.
Взвесив все «за» и «против» конунг остался верен себе и принял решение наложить виру на злодеев – лишить их всего имущества и ослепить. Такая мягкость приговора породила массу слухов о причастности князя Владимира к смерти Ярополка, но никто не знал, что истинной причиной такого решения была княжна Юлия и ее милосердие даже к злодеям, которая считала, что только Господь дарующий жизнь человеку вправе ее забирать, а никто другой.
После княжеского суда, приговоренные Блуд и его сотоварищи вдруг бесследно исчезли из темницы. Их долго искали по всей Руси, но так и не нашли. Ходили слухи, что Василий Буслаев их выкрал, убил и скормил потом их тела собакам.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ КНИГИ.
ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие……………………………………………………………………..1
Пролог…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мое рождение и воспитание. Пророчество матери. ………………..7
Глава 2. Купальские ночные оргии и недовольство дяди…………………….12
Глава 3. Мое путешествие в Новгород…………………………………………18
Глава 4. Встреча с гусляром Гудиславом и его история о приглашении варягов на Русь …………………………………………………………………………………….24
Глава 5. Первые ссоры новгородцев с варягами. Бунт……………………….34
Глава 6. Превратности судьбы. Смерть Вадима Храброго…………………...45
Глава 7. Встреча с разбойниками, знакомство с монахом Михаилом, будущим первым пастырем русской православной церкви……………………………………….51
Глава 8. Беды Руси, знакомство с витязем Василием Буслаевым….................56
Глава 9. Знакомство с христианской религией, споры с монахом о вере…...62
Глава 10. Прибытие в Новгород, расставание с монахом и знакомство с Марией……………………………………………………………………………..65
Глава 11. Новые друзья, их умные советы, клятва……………………………70
Глава 12. Ссора с трактирщиком, расставание с Марией…………….............74
Глава 13. Знакомство с княгиней Малуши, жизнь при княжеском дворе……………………………………………………………………..78
Глава 14. Великий колонизатор и воин князь Святослав Игоречич…………..83
Глава 15. Поиск старых друзей, новые любовные приключения……………..91
Глава16.Ссора с влиятельным боярином, …………………………………………..95
Глава 17. Ночной разговор с отцом Михаилом о чести, добре и грехе…………………………………………………………………………………99
Глава 18. Мое примирение с гордым боярином и его неожиданное предложение………………………………………………………………………..103
Глава 19. Благодатный год, новая служба при дворе…………………...............106
Глава 20. Моя нареченная невеста, любовь………………………………………111
Глава 21. Как я вошел в милость к князю, интриги, враги……………………...115
Глава 22. Испытание дикой степью……………………………………………….118
Глава 23. Страсти языческой плоти……………………………………………….123
Глава 24. Княжеская охота на вепря………………………………………………128
Глава 25. Поездка в Полоцк, отказ Рогнеды князю, ярость Владимира…………………………………………………………………………. 133
Глава 26. Поход на Полоцк и его осада…………………………………………..137
Глава 27. Пленение князя Рогволда, жестокая месть Владимира……………..141
Глава 28. Князь держит совет, предупреждение волхва Богомила……………..144
Глава 29. Ночь печали Рогнеды, мысли о месте. Кто виноват?............................149
Глава 30. Жертвоприношение……………………………………………………...153
Глава 31. Гарем князя Рогволда, ночная оргия………………………....................156
Глава 32. Захват Киев града князем Владимиром…………………………………160
Глава 33. Переговоры, заговор воеводы Блуда, смерть Ярополка…....................164
Глава 34. Справедливый суд, возмездие………………………………................167

http://milutinskay-1876.forum2x2.ru/f1-forum

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения