Все мы привыкли считать , что сами себе выбираем дорогу. Как мы не правы! Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет выбирать дорогу!
Был уже вечер, когда мы подъехали к развалинам городища. Крыши и внутренности домов выгорели, но глиняные стены жилищ были целы. Многие дома были совершенно не тронуты.
Весть о возвращении Дарьи, так звали девушку, быстро разнеслась по округе. Жители толпами стекались к площади, чтобы приветствовать ее и узнать о судьбе других пленников. Мужчины, женщины и дети, избежавшие печенежского плена, бежали к ней и приветствовали ее радостными криками, женщины и дети целовали ей руки. Меня весьма удивило такое отношение жителей поселения к девушке. Как я позже узнал, когда налетели степняки и начали жечь городище, отца пленили сразу же, накинув на него аркан. Мужчин в это время не было в городище. Она приказала всем бежать в Перунов Бор и спрятаться в пещере, а сама вступила в переговоры с предводителем разбойников. Она отдала им добровольно все свое спрятанное имущество и драгоценности, и, тем самым дала время жителям укрыться в гроте скалы от разбойников и не дать до конца сжечь деревню. Красота и смелость девушки так поразила кочевников, что они решили подарить ее своему хану и уже довольно потирали руки, предвкушая большое ханское вознаграждение и милости правителя за красивую рабыню.
- Слушайте, слушайте все! – кричал старый волхв.- Воздадим хвалу нашей спасительнице и ее спасителю! - Поселенцы бросились ко мне и стали пожимать мне руки.
Нетерпеливо отстранив женщин, Дарья стала расспрашивать мужчин, не слышали ли они чего- либо об ее отце. Но те отвечали отрицательно. Его увели печенеги. Девушка горько расплакалась. Ее отец был старостой этого селения и все называли его атаманом.
Девушка тут же собрала около десятка крепких мужиков, посадила их на коней, и отправилась вместе с ними сама на поиски отца и плененных жителей.
Вернулись они к вечеру второго дня. Они догнали печенегов и, когда те остановились на ночлег, всех до одного вырезали и освободили своего атамана и пленников. В этом бою атаман был тяжело ранен. Это был крепкий и красивый мужчина. Ему было около пятидесяти лет. Я осмотрел раны Кондрата, так звали предводителя бродников, и нашел их смертельными. Несколько дней я и Дарья ухаживали за атаманом, надеясь на чудо. Утром следующего дня умирающий послал за мной .Я жил в семье по соседству, у старика и старушки, куда меня определили жить гостеприимные бродники. Войдя в комнату, я нашел атамана, лежащего на деревянном топчане. Его голова покоилась на коленях у дочери, а волхв- язычник творил над ним непонятный мне ритуал, изгоняя злых духов. Он бил в бубен и окуривал его степными травами. Рядом с изголовьем стояли самые знатные люди поселения. Вскоре все из комнаты удалились.
- Добрый человек,- сказал умирающий,- вы спасли мою дочь и избавили ее от бесчестия и плена. Я сожалею о том, что я не смог защитить свою дочь.
- Не о чем не сожалейте, атаман! Все нельзя предусмотреть. На все воля Бога!- Пробовал я его успокоить и облегчить тем самым его страдания.
-Я вижу, Авил, вы верующий человек! Христианин и слуга божий ! Я много слышал о твоей вере, и она мне близка. Кристи меня, исповедуй и отпусти мне мои грехи, ибо я очень грешен. Много на моем счету загубленных жизней. А одна самая дорогая - моя жена, которую я приревновал к одному молодому удальцу и в гневе убил ее и его. Сейчас я нахожусь в безнадежном состоянии и скоро умру, моя смерть не великая важность. Беспокоюсь я не за себя, а что будет с нашим городищем и моей дочерью. Мы вырезали степняков, напавших на нас. Они нам этого не простят и придут за нашими головами. Надо сниматься и уходить в другое место. Беспокоит меня и судьба моей единственной дочери. У меня ничего не осталось .Все забрали печенеги. Мне ничего не остается, как доверить дочь твоему попечению. Я полагаюсь на вашу честь и могу доверить ее только вам. Дайте мне слово, что вы выполните последнюю волю умирающего.
Я задумался, а умирающий с беспокойством следил за мной.
- Сударь! Я беру на себя тяжелую ответственность, - наконец, произнес я, пусть будет так. Я постараюсь позаботиться о вашей дочери, и выполнить вашу волю. Да, поможет мне в этом мой Господь! В этот же день при большом скоплении народа я крестил атамана, а затем совершил таинство: исповедовал и отпустил ему его грехи. К утру, он скончался. Мы его похоронили по православному христианскому обряду.
В этом городище, по правому берегу реки Аксайка и Дон, со срамным названием Ебок, жили бродники. Так они себя называли. Люд был разный. Славяне, иудеи, хазары, косоги, греки, половцы, печенеги. Многие из них бежали от притеснений своих князей и ханов; они искать воли и бродили по степи в поисках лучшей доли. Именно поэтому они себя так называли . Другие жили здесь оседло уже много лет по заведенному предками порядку. Жили старожилы и пришлые дружно и в мире, блюдя старые законы и порядки и привнося новые.Ловили рыбу , выращивали скот и охотились в степи на птиц и зверя. Много разбойничали. Тем и кормились. Излишки добытого и выращенного, они продавали или меняли на необходимые в хозяйстве товары. Жили в куренях, крытых камышом или соломой и приподнятых над землей на толстых бревнах или камнях, чтобы жилище не заливала вода при весеннем половодье. Стены домов были из жердей, мазанных глиной и соломой. Жили по своим особым, не писанным законам и порядками вольных людей. Мне эти законы , места и люди понравились.
Сначала обычаи и нравы этих вольных людей меня поражали своей вольницей и необычностью, но вскоре я к ним привык и нашел их весьма разумными. Первое, что меня поразило в бродниках, то это огромное уважение к старшим и женщине ,чистота и опрятность в одежде и то, что три дня они меня щедро угощали и не о чем не спрашивали. Пили все много , но не напивались За столом женщины сидели по одну сторону стола, а мужчины по другую, что исключало всякое ухаживание со стороны сильного пола за замужними женщинами и конфликты между мужчинами. Все вопросы общественного устройства решали сообща на майдане (городской площади) простым голосованием: выборы атамана, строительство моста, сторожевых вышек, укрепления и охрана городища и т.д. Решения круга( схода) было обязательно для всех жителей городища. Здесь же женились и разводились, бросив просто шапку об землю и, объявив громогласно о своем решении при всем честном народе. Гордостью и завистью, своего рода культом, в каждой семье были лошади и оружие.
Первое время я жил в атаманском доме, но сразу же после смерти атамана переселился к бездетным старикам, а затем в свое жилище, которое мне помогли построить всем миром жители срамного города.За их доброту ко мне, я помог горожанам обнести городище глубоким рвом и деревянной стеной по всем правилам фортификационной науки, построить сигнальные вышки и организовать постоянное дежурство по охране своих жилищ от набегов кочевников. Более того, нами были установлены мирные, добрососедские и торговые отношения, как с кочевниками , так и другими соседними народами. Городище стало стремительно разрастаться за счет пришлых людей.
Я поселился подальше от городища, в небольшом курене, крытым камышом, вокруг которой была дубовая роща. Это живописное место называлось Бердоносов бор. Стал ловить в речке Аксайка рыбу и потихоньку приобщать к моей вере бродников. Они стали первыми моими прихожанами, а моим храмом стала просторная пещера в скале, где рыбаки раньше прятались от непогоды. Здесь, в мрачной пещере, я работал над собой, совершал свое покаяние и очищение , приобщал разный люд к новой вере.
Один раз в неделю я ходил в городище, продавал рыбу и приносил оттуда пищу, свечи, сделанные из жира, делал заказы купцам на покупку церковной утвари, книг, бумаги и чернил. В час восхода солнца и в час заката его я выходил гулять по берегу реки Аксу, которая впадала в полноводную реку Дон. Часто я взбирался на скалистую гору и любовался красотой донской земли. Она так напоминала мне мою родину! Так я поддерживал свое здоровье и сохранял глаза от вечного мрака пещеры. Все остальное время дня и ночи, кроме тех часов, которое я проводил на горе, созерцая течение звезд, я посвящал молитве моему Господу, размышлению и сну, рассказам рыбакам о моей вере, общению с Дарьей, которую воспринимал, как родную дочь. Снова я приблизился к Всевышнему и научился его мудрости. Воздержание, молитвы и тихое уединение убили во мне грубость моей плоти. Я научился проникать в сущность вещей и людей, лечить их от духовных и физических недугом , с помощью слова и лекарственных трав, которыми была богата эта благодатная земля.
Между тем в городище и в окрестных поселениях разнесся слух, что святой человек по имени Авил живет в уединении и исцеляет людские недуги. Ко мне начал стекаться народ, принося больных и прося полечить их. И я их лечил лекарственными травами, начиная с души, ибо я глубоко верил в то, что не леча душу, нельзя вылечиться от физических недугов. По мере того, как время шло, моя слава возрастала, а вместе с ней и число единоверцев. Так шли дни, месяцы, годы…и моя грешная жизнь, полная лишений и покаяния. Я был почти счастлив.
Был уже вечер, когда мы подъехали к развалинам городища. Крыши и внутренности домов выгорели, но глиняные стены жилищ были целы. Многие дома были совершенно не тронуты.
Весть о возвращении Дарьи, так звали девушку, быстро разнеслась по округе. Жители толпами стекались к площади, чтобы приветствовать ее и узнать о судьбе других пленников. Мужчины, женщины и дети, избежавшие печенежского плена, бежали к ней и приветствовали ее радостными криками, женщины и дети целовали ей руки. Меня весьма удивило такое отношение жителей поселения к девушке. Как я позже узнал, когда налетели степняки и начали жечь городище, отца пленили сразу же, накинув на него аркан. Мужчин в это время не было в городище. Она приказала всем бежать в Перунов Бор и спрятаться в пещере, а сама вступила в переговоры с предводителем разбойников. Она отдала им добровольно все свое спрятанное имущество и драгоценности, и, тем самым дала время жителям укрыться в гроте скалы от разбойников и не дать до конца сжечь деревню. Красота и смелость девушки так поразила кочевников, что они решили подарить ее своему хану и уже довольно потирали руки, предвкушая большое ханское вознаграждение и милости правителя за красивую рабыню.
- Слушайте, слушайте все! – кричал старый волхв.- Воздадим хвалу нашей спасительнице и ее спасителю! - Поселенцы бросились ко мне и стали пожимать мне руки.
Нетерпеливо отстранив женщин, Дарья стала расспрашивать мужчин, не слышали ли они чего- либо об ее отце. Но те отвечали отрицательно. Его увели печенеги. Девушка горько расплакалась. Ее отец был старостой этого селения и все называли его атаманом.
Девушка тут же собрала около десятка крепких мужиков, посадила их на коней, и отправилась вместе с ними сама на поиски отца и плененных жителей.
Вернулись они к вечеру второго дня. Они догнали печенегов и, когда те остановились на ночлег, всех до одного вырезали и освободили своего атамана и пленников. В этом бою атаман был тяжело ранен. Это был крепкий и красивый мужчина. Ему было около пятидесяти лет. Я осмотрел раны Кондрата, так звали предводителя бродников, и нашел их смертельными. Несколько дней я и Дарья ухаживали за атаманом, надеясь на чудо. Утром следующего дня умирающий послал за мной .Я жил в семье по соседству, у старика и старушки, куда меня определили жить гостеприимные бродники. Войдя в комнату, я нашел атамана, лежащего на деревянном топчане. Его голова покоилась на коленях у дочери, а волхв- язычник творил над ним непонятный мне ритуал, изгоняя злых духов. Он бил в бубен и окуривал его степными травами. Рядом с изголовьем стояли самые знатные люди поселения. Вскоре все из комнаты удалились.
- Добрый человек,- сказал умирающий,- вы спасли мою дочь и избавили ее от бесчестия и плена. Я сожалею о том, что я не смог защитить свою дочь.
- Не о чем не сожалейте, атаман! Все нельзя предусмотреть. На все воля Бога!- Пробовал я его успокоить и облегчить тем самым его страдания.
-Я вижу, Авил, вы верующий человек! Христианин и слуга божий ! Я много слышал о твоей вере, и она мне близка. Кристи меня, исповедуй и отпусти мне мои грехи, ибо я очень грешен. Много на моем счету загубленных жизней. А одна самая дорогая - моя жена, которую я приревновал к одному молодому удальцу и в гневе убил ее и его. Сейчас я нахожусь в безнадежном состоянии и скоро умру, моя смерть не великая важность. Беспокоюсь я не за себя, а что будет с нашим городищем и моей дочерью. Мы вырезали степняков, напавших на нас. Они нам этого не простят и придут за нашими головами. Надо сниматься и уходить в другое место. Беспокоит меня и судьба моей единственной дочери. У меня ничего не осталось .Все забрали печенеги. Мне ничего не остается, как доверить дочь твоему попечению. Я полагаюсь на вашу честь и могу доверить ее только вам. Дайте мне слово, что вы выполните последнюю волю умирающего.
Я задумался, а умирающий с беспокойством следил за мной.
- Сударь! Я беру на себя тяжелую ответственность, - наконец, произнес я, пусть будет так. Я постараюсь позаботиться о вашей дочери, и выполнить вашу волю. Да, поможет мне в этом мой Господь! В этот же день при большом скоплении народа я крестил атамана, а затем совершил таинство: исповедовал и отпустил ему его грехи. К утру, он скончался. Мы его похоронили по православному христианскому обряду.
В этом городище, по правому берегу реки Аксайка и Дон, со срамным названием Ебок, жили бродники. Так они себя называли. Люд был разный. Славяне, иудеи, хазары, косоги, греки, половцы, печенеги. Многие из них бежали от притеснений своих князей и ханов; они искать воли и бродили по степи в поисках лучшей доли. Именно поэтому они себя так называли . Другие жили здесь оседло уже много лет по заведенному предками порядку. Жили старожилы и пришлые дружно и в мире, блюдя старые законы и порядки и привнося новые.Ловили рыбу , выращивали скот и охотились в степи на птиц и зверя. Много разбойничали. Тем и кормились. Излишки добытого и выращенного, они продавали или меняли на необходимые в хозяйстве товары. Жили в куренях, крытых камышом или соломой и приподнятых над землей на толстых бревнах или камнях, чтобы жилище не заливала вода при весеннем половодье. Стены домов были из жердей, мазанных глиной и соломой. Жили по своим особым, не писанным законам и порядками вольных людей. Мне эти законы , места и люди понравились.
Сначала обычаи и нравы этих вольных людей меня поражали своей вольницей и необычностью, но вскоре я к ним привык и нашел их весьма разумными. Первое, что меня поразило в бродниках, то это огромное уважение к старшим и женщине ,чистота и опрятность в одежде и то, что три дня они меня щедро угощали и не о чем не спрашивали. Пили все много , но не напивались За столом женщины сидели по одну сторону стола, а мужчины по другую, что исключало всякое ухаживание со стороны сильного пола за замужними женщинами и конфликты между мужчинами. Все вопросы общественного устройства решали сообща на майдане (городской площади) простым голосованием: выборы атамана, строительство моста, сторожевых вышек, укрепления и охрана городища и т.д. Решения круга( схода) было обязательно для всех жителей городища. Здесь же женились и разводились, бросив просто шапку об землю и, объявив громогласно о своем решении при всем честном народе. Гордостью и завистью, своего рода культом, в каждой семье были лошади и оружие.
Первое время я жил в атаманском доме, но сразу же после смерти атамана переселился к бездетным старикам, а затем в свое жилище, которое мне помогли построить всем миром жители срамного города.За их доброту ко мне, я помог горожанам обнести городище глубоким рвом и деревянной стеной по всем правилам фортификационной науки, построить сигнальные вышки и организовать постоянное дежурство по охране своих жилищ от набегов кочевников. Более того, нами были установлены мирные, добрососедские и торговые отношения, как с кочевниками , так и другими соседними народами. Городище стало стремительно разрастаться за счет пришлых людей.
Я поселился подальше от городища, в небольшом курене, крытым камышом, вокруг которой была дубовая роща. Это живописное место называлось Бердоносов бор. Стал ловить в речке Аксайка рыбу и потихоньку приобщать к моей вере бродников. Они стали первыми моими прихожанами, а моим храмом стала просторная пещера в скале, где рыбаки раньше прятались от непогоды. Здесь, в мрачной пещере, я работал над собой, совершал свое покаяние и очищение , приобщал разный люд к новой вере.
Один раз в неделю я ходил в городище, продавал рыбу и приносил оттуда пищу, свечи, сделанные из жира, делал заказы купцам на покупку церковной утвари, книг, бумаги и чернил. В час восхода солнца и в час заката его я выходил гулять по берегу реки Аксу, которая впадала в полноводную реку Дон. Часто я взбирался на скалистую гору и любовался красотой донской земли. Она так напоминала мне мою родину! Так я поддерживал свое здоровье и сохранял глаза от вечного мрака пещеры. Все остальное время дня и ночи, кроме тех часов, которое я проводил на горе, созерцая течение звезд, я посвящал молитве моему Господу, размышлению и сну, рассказам рыбакам о моей вере, общению с Дарьей, которую воспринимал, как родную дочь. Снова я приблизился к Всевышнему и научился его мудрости. Воздержание, молитвы и тихое уединение убили во мне грубость моей плоти. Я научился проникать в сущность вещей и людей, лечить их от духовных и физических недугом , с помощью слова и лекарственных трав, которыми была богата эта благодатная земля.
Между тем в городище и в окрестных поселениях разнесся слух, что святой человек по имени Авил живет в уединении и исцеляет людские недуги. Ко мне начал стекаться народ, принося больных и прося полечить их. И я их лечил лекарственными травами, начиная с души, ибо я глубоко верил в то, что не леча душу, нельзя вылечиться от физических недугов. По мере того, как время шло, моя слава возрастала, а вместе с ней и число единоверцев. Так шли дни, месяцы, годы…и моя грешная жизнь, полная лишений и покаяния. Я был почти счастлив.