'''ГЛАВА 3. МОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВГОРОД. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ ИЛИ, КАК И ГДЕ МЫ ЖИЛИ'''
С того дня Купалы прошло более года. Жизнь моя круто изменилась и приняла окраску вожделенную, беспокойную и волнующую. Всё во мне переменилось! Не хотелось больше учиться предсказаниям у дяди, покупать и читать новые книги, вести умные разговоры с дядиными знакомыми. Моя душа и мое тело жаждало наслаждения, как в ту купальскую ночь. И я это получал. Слух о моем «хозяйстве» и любовных способностях облетел все ближайшие окрестности. Я был у девушек нарасхват. Подобно дождевому червю после сильной засухи при первом большом дожде, ожил я!
Тут мой добрый дядюшка устроил меня еще обучать грамоте нескольких девиц в доме варяга Никодима, которых он куда-то потом увозил и привозил новых. Все они были, как на подбор: целомудренные, молодые и пригожие.
Я попал, точно петух в курятник. Многих этих барышень я испортил, лишив их девственности. Об этом узнал злой варяг Никодим. Он попытался меня избить палками с тремя слугами. Но я их быстро усмирил. Никодим поклялся меня убить, а я лишь посмеялся над его угрозой. Добрушка, узнав об этом, испугался за мою жизнь и решил услать меня куда-нибудь от греха подальше. Он тактично сказал:
- Дорогой племянник! Пить да гулять – добра не видать! Время детства прошло. Тебе минуло семнадцать и ты смышленый малый. Пора подумать о том, как тебя вывести в люди. Я намерен отправить тебя в Новгород, к княжескому двору. С той сметливостью, которую я в тебе замечаю, ты можешь пригодиться Добрыне и получить при дворе хорошую должность. В прошлый его приезд в Берестово, мы всё с воеводой обговорили. Да помогут тебе наши Боги! Вы не можете себе представить, какое приятное предложение сделал мне мой милейший дядя, ибо уже давно я горел желанием постранствовать, увидеть большие города, узнать новых людей, стать богатым. Моя энергичная и страстная натура жаждала приключений и телесных наслаждений. Я с трудом сдерживал свою радость, чтобы ненароком не обидеть своего добрейшего дядю. Мне пришлось притвориться, что огорчен разлукою с ним, ведь я ему стольким обязан. Этим я совсем растрогал добряка, который отдал мне на дорогу все свои сбережения и даже лошадь, на которой он выезжал в далекие деревни исцелять больных и предсказывать.
Через три дня я собрался в путь. Обняв и облобызав меня, дядя со слезами на глазах еще раз напомнил мне о наших богах, о том, как должен жить честный человек, наказал остерегаться плохих людей и дурных дел, не посягать на чужое добро и отправил в дорогу.
В конце засушливого лета 978 года, я сел на лошадь и отправился искать свое счастье. Мой путь с Киев града до господина Новгорода пролегал по большей части Руси. В дороге я наблюдал, сравнивал, размышлял…
Говорят, что каждый народ имеет тех правителей, которых он заслуживает. На заре зарождения нашей государственности нами стали править Рюриковичи из Скандинавии. По добровольному ли соглашению или насильно осели варяги в Русской земле, – я не знаю, но, во всяком случае, их появление не имело ничего похожего на завоевание славян.
Словно строгая мачеха, они взяли под свое крыло беззащитное славянское дитя, защитили от врагов и диких хищников, научили жить и выживать в мире варваров и войн. И мы пошли за ними со своими вече, богами, нравами и обычаями. Пошли безропотно и добровольно. Видно, так нам было предопределенно и на роду написано. И порой мне казалось, что у варягов Рюриковичей нашего хорошего славянского было больше, чем у нас самих.
Из рассказов старцев и странствующих волхвов, заходивших к дяде, я имел общее представление о городах и городищах, где повсеместно проживали славяне и их общественном укладе жизни, который, как мне представлялось, мало чем отличался от киевского. Я хорошо знал, что восточная половина Европейской Руси была населена народами племени чудского и тюркского. В западной половине славянской земли, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держась берегов рек с их притоками западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Суды, Десны, Оки. Добрушка мне сказывал, что они, как и мы, жили небольшими общинами, которые имели свое средоточие в городах - укрепленных пунктах защиты. Никаких установлений, связующих между собою племена, не было. Признаков государственной жизни так же не просматривались. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собою мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часто были покоряемы. Многое на Руси изменилось лишь в период княжения Ольги. Но, по большому счету, Русь оставалась языческой. Конечно, наш русский Олимп был намного беднее Олимпа греческого. Религия наша состояла в обожании природы и в признании мыслящей человеческой силы; в предметах и явлениях внешней природы; в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Это выражалось в разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы.
Наши религиозные представления отчасти выражались в форме идолов: у них, как и у нас, не было ни храмов, ни жрецов, а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости; неясные представления о существовании человека после смерти; замогильный мир представлялся их воображению продолжением настоящей жизни, так что в том мире, как и, в нынешнем, предполагалось одним быть рабами, другим господами. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.
Верили они, как и мы, также в волшебство. В знание тайной силы вещей и питали большое уважение к волхвам и волхвицам, которых считали обладателями такого знания; с этим связывалось множество заклинаний и приемов, каких-то гаданий, шептаний, завязывания узлов и тому подобного. В особенности, у них, как и у нас, была велика вера в тайное могущество слова, и такая вера выражалась во множестве заговоров, уцелевших до сих пор у народа. Сообразно такому духовному развитию, было состояние их житейской умелости. Славяне умели строить себе деревянные жилища: укреплять их деревянными стенами, рвами и земляными насыпями. Делать ладьи и рыболовные снасти. Возделывать землю, водить домашних животных. Умели они так же прясть, ткать, шить; приготовлять кушанья и напитки: пиво, мед, брагу; ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду. Знали употребление веса, меры, монеты; имели свои музыкальные инструменты; на войну ходили с метательными копьями, стрелами и, отчасти, мечами. Познания славян переходили от поколения к поколению, подвигаясь вперед очень медленно.
Сношения с Византийскою империей и, отчасти, с арабским Востоком, Булгарией, понемногу оказывали на русских славян образовательное влияние. Из Византии заходило к нам христианство. В первой половине IX века русские, после неудачного похода на Византию, когда буря истребила их суда, приняли крещение, но прошло немного времени и язычество опять взяло верх на славянской земле. Однако, и после того, многие из русских служили на службе византийских императоров в Греции, принимали там христианство и приносили его в свое отечество. Во второй половине Х века киевская княгиня Ольга приняла Крещение. После смерти князя Игоря, из-за малолетства Святослава, Русью правила княгиня Ольга в качестве регентши. Бурная, темпераментная и хозяйственная, она попыталась учредить элементарный порядок на Руси и в головах своих подданных, но ее деяния носили подвижнический характер. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, и, наложив на них непомерную дань, она разъезжала по огромной и дикой стране, всюду устраивая государственную и культурную организацию. Ее предшественники – варяги, строили только укрепления, огороженные валом и тыном, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, чуждым народа, кроме взятия дани, не было никакого дела. Княгиня Ольга, сама и происходившая из народа русского, повела себя как мать своих подданных. Она разделила землю на погосты или волости; упорядочила сбор налогов и дани; заложила первые храмы; упорядочила народный промысел, который был главной статьей торговли. Ольга первая придала славянской земле вид сравнительно благоустроенной, государственно-культурной страны. Но, конечно, главной ее заслугой было то, что она стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение. Но это время быстро закончилось. Вступив на киевский престол, князь Святослав, а после его смерти сыновья, всё вернули назад и правили по-варяжски. Должен сказать, что при Рюриковом доме господствовало полное варварство. Князья облагали русские народы данью и, до некоторой степени, подчинили их себе, объединяя их; но их власть имела не государственные, а наезднические или разбойничьи черты. Они окружали себя дружиною, шайкою удальцов, жадных к грабежу и убийствам, составляли из охотников разных племен рать и делали набеги на соседей - на области Византийской империи, на восточные страны, прикаспийские и закавказские. Цель их была приобретение добычи. С тем же взглядом они относились и к подчиненным народам: последние присуждались платить дань; и чем более можно было с них брать, - тем более брали; за эту дань бравшие ее не принимали на себя никаких обязательств оказывать какую-нибудь выгоду со своей стороны подданным. С другой стороны, князья и их дружинники, имея в виду только дань и добычу, не старались вводить чего-нибудь в жизнь плативших дань, ломать их обычаи, и оставляли с их внутренним строем, лишь бы только они давали дани и поборы.
Такое общее представление о нашей истории имел я, и такой варварский склад нашей общественной жизни повсеместно увидел , путешествуя из Киева в Новгород, что меня сильно печалило и огорчало.
Вскоре по дороге я догнал одинокого путника. Им оказался гусляр и сказатель Гудислав, из земли кривичей. Это был седой старик, отягченный годами и житейской мудростью. Он шел довольно быстро для своего возраста, опираясь на посох одной рукой, а второй бережно придерживая гусли. Голова его утопала в коричневом шерстяном треухе, а борода, белее снега, доходила до пояса.
- Добрый день, отец, - сказал я учтиво, - не откажешь мне в любезности, продолжить с тобою вместе путь. Одному хорошо, а вдвоем веселее!
- Присоединяйся, отрок, - оглядев меня внимательно, отвечал старик, - сия дорога и я, к вашим услугам. - Мы познакомились. Я сошел с лошади и предложил страннику продолжить путь верхом, чем сразу расположи его к себе. Старец вежливо отказался и тут же меня спросил.
- Сдается мне, отрок, что дух твой находится в смятении и ты, чем – то сильно озабочен.- Я поделился со старцем своими наблюдениями, размышлениями о не устроенности и малонаселенности Руси, а также неразумности нашего правления. Мы разговорились….
- Наш славянский народ,- сказал мне мудрый сказатель и гусляр Гудиславом, - подобно иным народам, в начале своего бытия никогда не знал чужого правления. Славянскими племенами правили всегда старейшины и Совет племен, а в исключительных случаях собиралось народное собрание, вече. Здесь решались самые важные вопросы: мира и войны, выборы воеводы, посадника, Совета старейшин. С приходом варягов на Русь все изменилось. Все решал князь, боярский Совет стал карманным, а вече пустой формальностью. Так Русь впервые познала единовластие, сознательно и добровольно лишив себя народовластия.
Начало нашей государственности и приглашение на княжение варягов: Рюрика - на земли словен, Синеуса - на земли народа веси, Трувора - на земли кривичей вызывает у многих потомков удивление, стыд и обиду за наше отечество. Неужели у нас, славян, не нашлось достойных людей управлять нами на благо нашего отечества? Да пусть простит ставить так просто вопрос неразумно. Легко сказать, чем сделать! Критерий здесь один – благо государства и его народа, а наш ложный патриотизм, амбиции и гордыня – всего лишь пустые эмоции. История и наше бытие спустя сто лет после начала княжения варягов на Руси это подтвердили со всей очевидностью.. Наши первые правители, варяги, достойны бессмертия и славы в нашей истории, ибо они положили начало великой нации и великого государства! Поведаю я тебе, отрок, историю их приглашения на Русь, рассказанную мне моим дедом, тоже гусляром и очевидцем тех далеких событий.
С того дня Купалы прошло более года. Жизнь моя круто изменилась и приняла окраску вожделенную, беспокойную и волнующую. Всё во мне переменилось! Не хотелось больше учиться предсказаниям у дяди, покупать и читать новые книги, вести умные разговоры с дядиными знакомыми. Моя душа и мое тело жаждало наслаждения, как в ту купальскую ночь. И я это получал. Слух о моем «хозяйстве» и любовных способностях облетел все ближайшие окрестности. Я был у девушек нарасхват. Подобно дождевому червю после сильной засухи при первом большом дожде, ожил я!
Тут мой добрый дядюшка устроил меня еще обучать грамоте нескольких девиц в доме варяга Никодима, которых он куда-то потом увозил и привозил новых. Все они были, как на подбор: целомудренные, молодые и пригожие.
Я попал, точно петух в курятник. Многих этих барышень я испортил, лишив их девственности. Об этом узнал злой варяг Никодим. Он попытался меня избить палками с тремя слугами. Но я их быстро усмирил. Никодим поклялся меня убить, а я лишь посмеялся над его угрозой. Добрушка, узнав об этом, испугался за мою жизнь и решил услать меня куда-нибудь от греха подальше. Он тактично сказал:
- Дорогой племянник! Пить да гулять – добра не видать! Время детства прошло. Тебе минуло семнадцать и ты смышленый малый. Пора подумать о том, как тебя вывести в люди. Я намерен отправить тебя в Новгород, к княжескому двору. С той сметливостью, которую я в тебе замечаю, ты можешь пригодиться Добрыне и получить при дворе хорошую должность. В прошлый его приезд в Берестово, мы всё с воеводой обговорили. Да помогут тебе наши Боги! Вы не можете себе представить, какое приятное предложение сделал мне мой милейший дядя, ибо уже давно я горел желанием постранствовать, увидеть большие города, узнать новых людей, стать богатым. Моя энергичная и страстная натура жаждала приключений и телесных наслаждений. Я с трудом сдерживал свою радость, чтобы ненароком не обидеть своего добрейшего дядю. Мне пришлось притвориться, что огорчен разлукою с ним, ведь я ему стольким обязан. Этим я совсем растрогал добряка, который отдал мне на дорогу все свои сбережения и даже лошадь, на которой он выезжал в далекие деревни исцелять больных и предсказывать.
Через три дня я собрался в путь. Обняв и облобызав меня, дядя со слезами на глазах еще раз напомнил мне о наших богах, о том, как должен жить честный человек, наказал остерегаться плохих людей и дурных дел, не посягать на чужое добро и отправил в дорогу.
В конце засушливого лета 978 года, я сел на лошадь и отправился искать свое счастье. Мой путь с Киев града до господина Новгорода пролегал по большей части Руси. В дороге я наблюдал, сравнивал, размышлял…
Говорят, что каждый народ имеет тех правителей, которых он заслуживает. На заре зарождения нашей государственности нами стали править Рюриковичи из Скандинавии. По добровольному ли соглашению или насильно осели варяги в Русской земле, – я не знаю, но, во всяком случае, их появление не имело ничего похожего на завоевание славян.
Словно строгая мачеха, они взяли под свое крыло беззащитное славянское дитя, защитили от врагов и диких хищников, научили жить и выживать в мире варваров и войн. И мы пошли за ними со своими вече, богами, нравами и обычаями. Пошли безропотно и добровольно. Видно, так нам было предопределенно и на роду написано. И порой мне казалось, что у варягов Рюриковичей нашего хорошего славянского было больше, чем у нас самих.
Из рассказов старцев и странствующих волхвов, заходивших к дяде, я имел общее представление о городах и городищах, где повсеместно проживали славяне и их общественном укладе жизни, который, как мне представлялось, мало чем отличался от киевского. Я хорошо знал, что восточная половина Европейской Руси была населена народами племени чудского и тюркского. В западной половине славянской земли, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держась берегов рек с их притоками западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Суды, Десны, Оки. Добрушка мне сказывал, что они, как и мы, жили небольшими общинами, которые имели свое средоточие в городах - укрепленных пунктах защиты. Никаких установлений, связующих между собою племена, не было. Признаков государственной жизни так же не просматривались. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собою мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часто были покоряемы. Многое на Руси изменилось лишь в период княжения Ольги. Но, по большому счету, Русь оставалась языческой. Конечно, наш русский Олимп был намного беднее Олимпа греческого. Религия наша состояла в обожании природы и в признании мыслящей человеческой силы; в предметах и явлениях внешней природы; в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Это выражалось в разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы.
Наши религиозные представления отчасти выражались в форме идолов: у них, как и у нас, не было ни храмов, ни жрецов, а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости; неясные представления о существовании человека после смерти; замогильный мир представлялся их воображению продолжением настоящей жизни, так что в том мире, как и, в нынешнем, предполагалось одним быть рабами, другим господами. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.
Верили они, как и мы, также в волшебство. В знание тайной силы вещей и питали большое уважение к волхвам и волхвицам, которых считали обладателями такого знания; с этим связывалось множество заклинаний и приемов, каких-то гаданий, шептаний, завязывания узлов и тому подобного. В особенности, у них, как и у нас, была велика вера в тайное могущество слова, и такая вера выражалась во множестве заговоров, уцелевших до сих пор у народа. Сообразно такому духовному развитию, было состояние их житейской умелости. Славяне умели строить себе деревянные жилища: укреплять их деревянными стенами, рвами и земляными насыпями. Делать ладьи и рыболовные снасти. Возделывать землю, водить домашних животных. Умели они так же прясть, ткать, шить; приготовлять кушанья и напитки: пиво, мед, брагу; ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду. Знали употребление веса, меры, монеты; имели свои музыкальные инструменты; на войну ходили с метательными копьями, стрелами и, отчасти, мечами. Познания славян переходили от поколения к поколению, подвигаясь вперед очень медленно.
Сношения с Византийскою империей и, отчасти, с арабским Востоком, Булгарией, понемногу оказывали на русских славян образовательное влияние. Из Византии заходило к нам христианство. В первой половине IX века русские, после неудачного похода на Византию, когда буря истребила их суда, приняли крещение, но прошло немного времени и язычество опять взяло верх на славянской земле. Однако, и после того, многие из русских служили на службе византийских императоров в Греции, принимали там христианство и приносили его в свое отечество. Во второй половине Х века киевская княгиня Ольга приняла Крещение. После смерти князя Игоря, из-за малолетства Святослава, Русью правила княгиня Ольга в качестве регентши. Бурная, темпераментная и хозяйственная, она попыталась учредить элементарный порядок на Руси и в головах своих подданных, но ее деяния носили подвижнический характер. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, и, наложив на них непомерную дань, она разъезжала по огромной и дикой стране, всюду устраивая государственную и культурную организацию. Ее предшественники – варяги, строили только укрепления, огороженные валом и тыном, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, чуждым народа, кроме взятия дани, не было никакого дела. Княгиня Ольга, сама и происходившая из народа русского, повела себя как мать своих подданных. Она разделила землю на погосты или волости; упорядочила сбор налогов и дани; заложила первые храмы; упорядочила народный промысел, который был главной статьей торговли. Ольга первая придала славянской земле вид сравнительно благоустроенной, государственно-культурной страны. Но, конечно, главной ее заслугой было то, что она стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение. Но это время быстро закончилось. Вступив на киевский престол, князь Святослав, а после его смерти сыновья, всё вернули назад и правили по-варяжски. Должен сказать, что при Рюриковом доме господствовало полное варварство. Князья облагали русские народы данью и, до некоторой степени, подчинили их себе, объединяя их; но их власть имела не государственные, а наезднические или разбойничьи черты. Они окружали себя дружиною, шайкою удальцов, жадных к грабежу и убийствам, составляли из охотников разных племен рать и делали набеги на соседей - на области Византийской империи, на восточные страны, прикаспийские и закавказские. Цель их была приобретение добычи. С тем же взглядом они относились и к подчиненным народам: последние присуждались платить дань; и чем более можно было с них брать, - тем более брали; за эту дань бравшие ее не принимали на себя никаких обязательств оказывать какую-нибудь выгоду со своей стороны подданным. С другой стороны, князья и их дружинники, имея в виду только дань и добычу, не старались вводить чего-нибудь в жизнь плативших дань, ломать их обычаи, и оставляли с их внутренним строем, лишь бы только они давали дани и поборы.
Такое общее представление о нашей истории имел я, и такой варварский склад нашей общественной жизни повсеместно увидел , путешествуя из Киева в Новгород, что меня сильно печалило и огорчало.
Вскоре по дороге я догнал одинокого путника. Им оказался гусляр и сказатель Гудислав, из земли кривичей. Это был седой старик, отягченный годами и житейской мудростью. Он шел довольно быстро для своего возраста, опираясь на посох одной рукой, а второй бережно придерживая гусли. Голова его утопала в коричневом шерстяном треухе, а борода, белее снега, доходила до пояса.
- Добрый день, отец, - сказал я учтиво, - не откажешь мне в любезности, продолжить с тобою вместе путь. Одному хорошо, а вдвоем веселее!
- Присоединяйся, отрок, - оглядев меня внимательно, отвечал старик, - сия дорога и я, к вашим услугам. - Мы познакомились. Я сошел с лошади и предложил страннику продолжить путь верхом, чем сразу расположи его к себе. Старец вежливо отказался и тут же меня спросил.
- Сдается мне, отрок, что дух твой находится в смятении и ты, чем – то сильно озабочен.- Я поделился со старцем своими наблюдениями, размышлениями о не устроенности и малонаселенности Руси, а также неразумности нашего правления. Мы разговорились….
- Наш славянский народ,- сказал мне мудрый сказатель и гусляр Гудиславом, - подобно иным народам, в начале своего бытия никогда не знал чужого правления. Славянскими племенами правили всегда старейшины и Совет племен, а в исключительных случаях собиралось народное собрание, вече. Здесь решались самые важные вопросы: мира и войны, выборы воеводы, посадника, Совета старейшин. С приходом варягов на Русь все изменилось. Все решал князь, боярский Совет стал карманным, а вече пустой формальностью. Так Русь впервые познала единовластие, сознательно и добровольно лишив себя народовластия.
Начало нашей государственности и приглашение на княжение варягов: Рюрика - на земли словен, Синеуса - на земли народа веси, Трувора - на земли кривичей вызывает у многих потомков удивление, стыд и обиду за наше отечество. Неужели у нас, славян, не нашлось достойных людей управлять нами на благо нашего отечества? Да пусть простит ставить так просто вопрос неразумно. Легко сказать, чем сделать! Критерий здесь один – благо государства и его народа, а наш ложный патриотизм, амбиции и гордыня – всего лишь пустые эмоции. История и наше бытие спустя сто лет после начала княжения варягов на Руси это подтвердили со всей очевидностью.. Наши первые правители, варяги, достойны бессмертия и славы в нашей истории, ибо они положили начало великой нации и великого государства! Поведаю я тебе, отрок, историю их приглашения на Русь, рассказанную мне моим дедом, тоже гусляром и очевидцем тех далеких событий.